Психику человека можно (хотя это и довольно грубое сравнение) сравнить с неким мощным и сложным компьютером, с помощью которого человек адаптируется к реальности, осознает ее и действует в ней. Причем сам человек не есть этот компьютер – он – пользователь этого компьютера – продвинутый или нет – вопрос индивидуальный. Однако для того, чтобы использовать собственный мозг как можно полнее – человеку нужно становиться более продвинутым пользователем – развиваться, расширять свои горизонты – свое сознание.
Правое полушарие мозга по большей части отвечает за эмоции , волю и творчество (то есть способность воспринимать и действовать).
Левое полушарие ответственно за извлечение из окружающего пространства и аналитическую обработку информации, а также за последующий ее синтез в новом качестве – в качестве опыта. Понятно, что процессы и правого, и левого полушария одинаково важны и равноценны, и должны происходить гармонично и согласованно. Это в норме. А при повреждениях и нарушениях “психический компьютер” человека оказывается поврежден в той или иной степени.
При повреждениях ядра психики мы имеем дело с глубокой и серьезной поломкой. Причем, используя опять аналогии с компьютером, сломан может быть как “хард” (то есть само “железо” – структуры мозга – например, вследствие травм, воздействия химических или физических повреждающих факторов (алкоголь, агенты, повреждающие миелиновую оболочку нейронов при болезни Альцгеймера и многие другие), так и “софт” – психические программы и функции базового порядка – так сказать, “операционная система”. И в том, и в другом случае человеку-пользователю весьма проблематично полноценно использовать такой “психический компьютер” – это чаще всего попросту невозможно. Хотя компенсировать можно даже и такие поломки.
И здесь очень важно разотождествление человека с его “машиной”.
Человек – это частичка Бога – Душа. А машина есть машина, сломанной машиной пользоваться тяжело и неудобно – но зачастую в той или иной мере возможно.
Следующий, более поверхностных уровень нарушений – это так называемые “пограничные” расстройства – что-то на грани между тяжелым неврозом и легким психотическим расстройством.
Используя компьютерные аналогии, можно сказать, что тут пострадала не операционная система, а, скорее, важные и часто используемые программы. Достаточно характерен и фон в виде структурных повреждений мозга (с “железом”, “хардом” на этом уровне проблемы нередки). Однако машина с таким уровнем повреждений также оказывается весьма неудобна для эксплуатации. Основные процессы – полноценное творчество и проявление свободы воли, извлечение информации и преобразование ее в опыт – очень затруднены. Чаще всего воля таких людей оказывается подверженной сильному влиянию людей и групп извне, так же как и их опыт не является собственным – это скорее, “искусственный” опыт, навязанный какой-либо группой. Именно люди с пограничными расстройствами часто оказываются в различных организациях экстремистского толка или сектах, так как они подвержены влиянию сильного лидера извне.
И, наконец, уровень собственно неврозов – невротических нарушений. Чаще всего на этом уровне повреждения носят “программный”, функциональный характер – то есть поврежден некий “софт” – ну, грубо говоря – весь компьютер работает более-менее нормально, а вот какая-то отдельная программка все время выдает некую досадную ошибку.
И если ошибка затрагивает программу, которую пользователь “юзает” часто, важную для его деятельности – то это не смертельно, но весьма неприятно – плохо для качества жизни и для развития человека в целом, негативно отражается на полноте задействования всего потенциала психики и на качестве творческого процесса и трансформации информации в опыт – то есть основных задач Души человека.
Нарушения невротического уровня достаточно часто протекают на незначительном “органическом” фоне – то есть так называемые “минимальные мозговые нарушения” достаточно типичны тут.
Люди с невротическими нарушениями имеют хорошие шансы на восстановление собственной внутренней целостности. Им также необходимо работать над освобождением от влияния извне – они бывают ему подвержены в своих “слабых зонах” – пораженных неврозом. Также работа с невротическими нарушениями обязательно включает в себя отделение собственного опыта от “искусственного” – навязанного в слабых зонах какими-либо внешними влияниями.
Работа по излечению невроза – это, прежде всего, работа по восстановлению своей внутренней целостности (что приводит к удовлетворению базовых потребностей и прочной защите от дальнейших функциональных повреждений), и, затем – по освоению новых возможностей использования своей психики, раскрытию внутреннего потенциала, творческой реализации, росту и развитию Души человека, накоплению самой главной и истинной ценности – истинного, реального опыта.